Итак, что же дает стих? Не только определенную организацию речи. Смотрите глубже. Такая организация невозможна без соответствующей организации мышления. Именно поэтому, повторюсь и подчеркну, наиболее ценились и наилучшим способом доказывали мастерство стихотворца именно «диалоги в стихах», а не пространные оды, написанные в благоприятном уединении. Сказать вису прямо по ходу ситуации, сказать, как это часто бывало, получив смертельный удар – вот что было признаком мастерства. Может ли быть более весомое доказательство того, что человек мыслит ИНАЧЕ, чем то, что он произносит стих в тот миг, когда вражеский меч вонзается в его грудь?
Так вот, тот, кто писал стихи, - не просто сочинял «с днем рожденья поздравляю, благ и счастья вам желаю», не просто рифмовал «день» и «конь», а пытался создать нечто большее – тот может себе представить, что такое медитация. Мышление на заданную тему, в заданной форме, с предельной концентрацией на смысле – вот что это такое. И именно в бою такой способ мышления наиболее продуктивен. Учитывая форму, которой нельзя не соответствовать (собственное физическое тело, количество противников, предметы окружающей обстановки), вы проявляете чудеса ловкости и координации, находя наиболее универсальное, наиболее экономичное – оно же красивое – тактическое и техническое решение. Вот это и есть искусство, вот в это и заключается творчество – а не в тупом заучивании и повторении чужих стихов (или же ката) с категорическим запретом как-либо отходить от раз и навсегда канонизированной формы. Изучать основы и принципы необходимо, это да – но именно как основу для собственного творчества. Если же творчества нет, то налицо довольно таки унылое и однообразное времяпровождение, этакая добровольное самоистязание, полумонашество – за исключением того, что вы не понимаете, чего ради вы все это делаете, но при этом уже не можете признаться в этом окружающим, чтобы не засмеяли. Остается только делать значительное лицо и делать вид. что вы «занимаетесь боевым искусством». Точно так же как «медитируете».
В Индии есть йоги и есть факиры. Так вот, йог знает, что он делает, чего добивается и зачем выполняет те или иные практики. Факир же просто делает что-то одно – просто делает. Тупо, не думая. Они стоят, воздев руки к небу, другие никогда не ложатся, третьи никогда не встают – способы самоистязания бесчисленны. Кто-то из них верит, что благодаря этому на него рано или поздно снизойдет откровение. Однако многие просто знают, что за это их кормят, то ли как живые диковины, то ли из уважения к их упорству. Достигают ли они чего-то или нет – для большинства из них это не более чем способ выжить в перенаселенной, вечно голодной стране.
Как бы это ни звучало, большинство людей, «занимающихся» сегодня БИ – те же факиры, бездумно повторяющие какие-то движения, непонятные им самим ради неизвестной им самим цели. У них единственный резон – за это их «кормят» уважением и признанием за ними некой «духовности», которой они на деле не обладают. Ну кто ты такой? Ну риэлтор, каких тысячи, ну депутат, вчерашний бандит, ну бизнесмен, вчерашний кооператор, добыл где-то немножко денег и дверь себе железную повесил, мобилку купил. Ну «менеджер» ты, тот же бухгалтер или продавец, никто и ничто, целиком от начальства зависящий, и понимающий, что в любую минуту тебя выгонят и нового возьмут. А тут ты еще и «айкидок» - и у людей сразу же изменяется восприятие. Уже в тебе ищут нечто более значительное. Не так ли? Конечно, нет у этих людей ни времени, ни желания (без которого и времени не находится) что-то на самом деле понять, чему-то научиться. Внешних атрибутов вполне достаточно. Как того пиджака, без которого в ресторан не пускают – а надел, и вроде как культурный.